Уважаемый читатель!
В этом разделе я буду размещать написанное мной начальное пособие по композиции «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СТИХИ». Но перед началом ознакомления с основным пособием рекомендуем прочитать приложение к нему: "Музыкальная теория".
Вследствие того, что форум по техническим причинам не позволяет без некоторого искажения размещать текст и таблицы, предлагаем скачивать представляемый материал по ссылкам и читать в форуме комментарии. В виде ссылок в дальнейшем мы будем размещать и песни.
Ссылка: Приложение к Пособию. Музыкальная теория.
http://moemesto.ru/learkadij/file/7595261/Приложение
ОТ АВТОРА
По моему мнению, это наиболее трудный для усвоения раздел. И потому советую вначале просмотреть его бегло, не зацикливаясь на непонятном. По-видимому, отдельные части из "Приложения попадут" в "Пособие" и там, надеюсь будет более понятно.
С УВАЖЕНИЕМ И ПОНИМАНИЕМ К ВОЗМОЖНЫМ ТРУДНОСТЯМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА И, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В ПОНИМАНИИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ.
ПЕРЕФРАЗИРУЯ "КЛАССИКА" А.ШПОЛЯНСКОГО, писавшего ещё в тридцатые годы прошлого века: "Недостаток обучения очевиден -мешает остаться самоучкой".
Поэт, писатель, юморист жил, казалось бы, задолго до появления авторской песни (АП). Но, по-видимому, тогда в творчестве было всё также, как и теперь в творчестве вообще и у нас в АП, в частности.
Во всяком случае, вторую часть его афоризма я отношу только к ПОПСЕ, к АП же только первую часть афоризма:
"Утешение для талантов - бездарности не выдыхаются".
Вот для того, чтобы ещё более отдалиться от смысла второй части афоризма, и полезно помучиться и почитать, а не только "медитировать", озвучивать, получать удовольствие и т.д.
По моему мнению, лучшие представители АП стихи не озвучивают, а дорисовывают средствами музыкальной выразительности. Если бы это касалось художников, то каждый бы это понял сразу и принял. Но у нас и термины то общие: "Краски" и т.д. И музыка способна рисовать, передавать и усиливать, как содержание (смысл) стихотворения, так и интонацию.
"Интонация - носитель эмоционального наполнения" (1) - цитирую по памяти, возможно не точно. Это я вычитал у Ю. Лореса в книге АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА.
Думаю, что к этой книге мы ещё не раз обратимся в части взаимодействия песни и слушателя, а так же доводов в необходимости "препарирования" стихотворения и т.д., а я утверждаю и необходимость препарирования "конструкции" песни.
С уважением, Аркадий Лебедев.
Ниже приводится полное описание содержания основного пособия:
Наполним музыкой стихи (Начальное пособие по композиции).
Приложение. Музыкальная теория.
СОДЕРЖАНИЕ:
ОТ АВТОРА.
Учить автора - мешать ему остаться самоучкой
ВВЕДЕНИЕ.
Начинающие авторы способны на всё, но не знают на что!.
1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Как много нужно знать, чтобы понять, как мало мы знаем …
1.1. НОТНАЯ ГРАМОТА.
Всегда не хватает нот, чтобы написать хорошую музыку…
1.2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ЭЛЕМЕНТЫ) МУЗЫКИ
Не всякое музыкальное выражение пристойно…
1.3. ИНТЕРВАЛЫ И ИХ ИНТОНАЦИЯ ЗВУЧАНИЯ.
1.4. ЛАД. ТОНАЛЬНОСТЬ.
У каждого мгновенья - свой мажор…
• Ступеневые формулы диатонических ладов.
• Интонационные характеристики ладов.
• Интонация звучания ладов параллельных тональностей.
1.5. АККОРДЫ - ТРЕЗВУЧИЯ И ИХ ИНТОНАЦИЯ ЗВУЧАНИЯ.
1.6. УСЛОЖНЕННЫЕ АККОРДЫ И ИХ ИНТОНАЦИЯ ЗВУЧАНИЯ.
• Септаккорды.
• Трезвучия с добавленными тонами.
• Перечень аккордов с надстройками от ноты ДО (С).
1.7. МЕЛОДИЯ.
Нужно ли попадать в ноты, если поёшь душой?
• Членение мелодии на части.
2. ГАРМОНИЯ.
2.1.ГАРМОНИЧЕСКИЕ ПРОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГАРМОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛАДА.
2.3. ОТКЛОНЕНИЕ, МОДУЛЯЦИЯ.
2.4. ОТКЛОНЕНИЕ, МОДУЛЯЦИИ В НЕКОТОРЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.
• Отклонение, модуляция в параллельную тональность.
• Отклонение, модуляция в одноименную тональность
• Отклонение, модуляция в тональность субдоминанты
• Отклонение, модуляция в тональность доминанты
• Тональные и модулирующие секвенции
• Примеры отклонения и модуляции в тональность субдоминанты
• Примеры отклонения и модуляции в тональность доминанты
• Отклонение и модуляция в любую тональность через полууменьшённый или уменьшённый септаккорд
• Отклонение и модуляция в любую тональность
ОТ АВТОРА
Учить автора - мешать остаться ему самоучкой.
Уважаемые читатели это лишь приложение к начальному пособию по композиции, которое мы начинаем печатать отдельно под названием «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СТИХИ». «По композиции» - это звучит слишком круто.
В реальности высокое звание «композитор» подразумевает под собой очень многое из того, что нам в АП (авторам, авторам музыки) просто не по силам. Думаю, что звание композитор – песенник могут носить лучшие представители в АП, но это охватывает далеко не всю область творчества настоящего композитора. И всё же для краткости изложения далее мы будем пользоваться понятием композитор.
Если вы не знакомы с нотной грамотой, то не пугайтесь. Это приложение совсем необязательно, по крайней мере, сначала, углублённо изучать, может быть, вообще удастся обойтись без него. Какие-то необходимые небольшие сведения будут повторяться в главном разделе.
Но всё же поверхностно я бы посоветовал с ним ознакомиться, не особенно вникая в то, что непонятно. В нём, например, приведены так называемые общие понятия передачи музыкой эмоционального наполнения, это немаловажно, так как позволяет понять каким образом музыка может усиливать, расширять динамику интонации стихотворения и даже способствовать передаче его смысла.
Немного повторю из введения в главный труд: «Разъятия алгеброй гармонии» не предполагается, каждый будет сочинять песни привычным для себя способом. Зато можно будет самостоятельно оценить качество песни не только по вкусу, но и с привлечением объективных критериев. Эти критерии помогут автору усовершенствовать музыку песни в целом или отдельные кусочки мелодии, гармонии, уйти от собственного штампа, а может быть и принять решение о сочинении нового варианта. Критерии также могут использоваться при оценке качества песни «со стороны» – критиками, членами жюри. Таким образом, задача пособия – распознать секреты достижения успеха некоторых известных песен, помочь научиться оценивать качество и степень готовности песни, наметить возможные пути совершенствования песни, мелодии, аккомпанемента.
Пособие может оказаться полезным как для начинающего, так и «продолжающего» композитора, ибо - всегда найдутся любители дать совет профессионалу! Оно направлено на то, чтобы автор задумался о своём творчестве и выбрал приемлемый для себя путь его совершенствования. Вот почему согласие или несогласие с изложенными соображениями означает, что задача книги выполнена, по крайней мере, в части «задумался».
Заранее выражаю благодарность авторам, песни которых я использовал при разборе, и приношу свои извинения за использование их творчества и возможное несогласие с какой–либо его трактовкой. Выбор примеров песен достаточно хаотичен и потому не содержит многих достойных песен. Иногда это связано с манерой письма композиторов, пишущих «тонкими мазками» (по аналогии с картинами), требующей более тонкого и подробного анализа. Представить подробный анализ в книге весьма затруднительно, но зато он возможен при проведении мастерских по композиции.
В пособии даны также примеры песен с разбором известных песен и песен с собственной музыкой. Надеюсь, по мере необходимости, можно будет помещать песни в Интернет или давать ссылки, где их можно найти. Разбор собственных песен позволит показать работу композитора «изнутри» при создании песен, их аранжировке, а также даст возможность проводить пусть и субъективный, но свободный анализ положительных и отрицательных сторон музыки песен.
1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Как много нужно знать, чтобы понять, как мало мы знаем …
КОРОТКО ОБ ИЗВЕСТНОМ
ЗВУК - это звуковые волны, создаваемые колебаниями какого-либо тела (например, струны).
Музыкальные звуки имеют следующие свойства: высоту, громкость, тембр, длительность звучания.
ВЫСОТА – зависит от частоты колебаний.
ГРОМКОСТЬ - зависит от амплитуды колебаний.
ТЕМБР – это характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту, качество звука, его окраска, позволяющая различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными голосами. Окраска звука зависит от количества и силы призвуков.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ - продолжительность колебания, например, струны.
Для музыкального звука также большую роль играют АТАКА, т.е. звукоизвлечение и характер ЗАТУХАНИЯ.
ДИЕЗ (#) – "is" - повышение звука на полтона,
ДУБЛЬ-ДИЕЗ (##) - повышение звука на два полутона
БЕМОЛЬ (♭) – "es" - понижение звука на полтона,
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ (♭♭)- понижение звука на два полутона
БЕКАР (♮) – возвращение к исходному звуку, который был перед этим повышен
1.1. Нотная грамота
Всегда не хватает нот, чтобы написать хорошую музыку…
Все музыкальные звуки, расположенные в восходящем и нисходящем порядках, составляют ЗВУКОРЯД, каждый звук которого называется СТУПЕНЬЮ.
Расстояние между двумя ближайшими звуками - это ПОЛУТОН (1/2Т).
Два полутона составляют ТОН (Т).
Всего есть семь названий ступеней: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Знаки альтерации: ДИЕЗ, ДУБЛЬ-ДИЕЗ, БЕМОЛЬ, ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, БЕКАР:
ДИЕЗ (#) – "is" - повышение звука на полтона,
ДУБЛЬ-ДИЕЗ (##) - повышение звука на два полутона
БЕМОЛЬ (♭) – "es" - понижение звука на полтона,
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ (♭♭)- понижение звука на два полутона
БЕКАР (♮) – возвращение к исходному звуку, который был перед этим повышен или понижен (отменяет действие диеза или бемоля).
Знаки альтерации используются в буквенно-цифровом обозначении аккордов.
Для буквенных и слоговых обозначений звуков применяются буквы латинского алфавита.
Обращаю внимание на то, что во многих песенниках нота «СИ» обозначается не буквой «Н», а буквой «В», соответственно, «си-бемоль» - «Вb», что исторически связано с разной системой обозначения нот по странам и континентам. Путаницу в обозначениях нот в песенниках легко преодолеть, попробовав извлечь аккорд по обоим вариантам, – созвучен будет лишь один вариант.
Продолжение Вы прочитаете, если скачаете материал, по представленной выше ссылке.