Музыкальная мастерская Аркадия Лебедева

Музыка в авторской песне - делимся опытом, советами, не возбраняются вопросы и просто мысли на эту тему

Музыкальная мастерская Аркадия Лебедева

Сообщение Аркадий Лебедев » Вт июн 01, 2010 2:03 pm

Уважаемый читатель!
В этом разделе я буду размещать написанное мной начальное пособие по композиции «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СТИХИ». Но перед началом ознакомления с основным пособием рекомендуем прочитать приложение к нему: "Музыкальная теория".
Вследствие того, что форум по техническим причинам не позволяет без некоторого искажения размещать текст и таблицы, предлагаем скачивать представляемый материал по ссылкам и читать в форуме комментарии. В виде ссылок в дальнейшем мы будем размещать и песни.

Ссылка: Приложение к Пособию. Музыкальная теория.
http://moemesto.ru/learkadij/file/7595261/Приложение

ОТ АВТОРА
По моему мнению, это наиболее трудный для усвоения раздел. И потому советую вначале просмотреть его бегло, не зацикливаясь на непонятном. По-видимому, отдельные части из "Приложения попадут" в "Пособие" и там, надеюсь будет более понятно.
С УВАЖЕНИЕМ И ПОНИМАНИЕМ К ВОЗМОЖНЫМ ТРУДНОСТЯМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА И, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В ПОНИМАНИИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ.
ПЕРЕФРАЗИРУЯ "КЛАССИКА" А.ШПОЛЯНСКОГО, писавшего ещё в тридцатые годы прошлого века: "Недостаток обучения очевиден -мешает остаться самоучкой".
Поэт, писатель, юморист жил, казалось бы, задолго до появления авторской песни (АП). Но, по-видимому, тогда в творчестве было всё также, как и теперь в творчестве вообще и у нас в АП, в частности.
Во всяком случае, вторую часть его афоризма я отношу только к ПОПСЕ, к АП же только первую часть афоризма:
"Утешение для талантов - бездарности не выдыхаются".
Вот для того, чтобы ещё более отдалиться от смысла второй части афоризма, и полезно помучиться и почитать, а не только "медитировать", озвучивать, получать удовольствие и т.д.
По моему мнению, лучшие представители АП стихи не озвучивают, а дорисовывают средствами музыкальной выразительности. Если бы это касалось художников, то каждый бы это понял сразу и принял. Но у нас и термины то общие: "Краски" и т.д. И музыка способна рисовать, передавать и усиливать, как содержание (смысл) стихотворения, так и интонацию.
"Интонация - носитель эмоционального наполнения" (1) - цитирую по памяти, возможно не точно. Это я вычитал у Ю. Лореса в книге АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА.
Думаю, что к этой книге мы ещё не раз обратимся в части взаимодействия песни и слушателя, а так же доводов в необходимости "препарирования" стихотворения и т.д., а я утверждаю и необходимость препарирования "конструкции" песни.
С уважением, Аркадий Лебедев.

Ниже приводится полное описание содержания основного пособия:

Наполним музыкой стихи (Начальное пособие по композиции).
Приложение. Музыкальная теория.
СОДЕРЖАНИЕ:
ОТ АВТОРА.
Учить автора - мешать ему остаться самоучкой
ВВЕДЕНИЕ.
Начинающие авторы способны на всё, но не знают на что!.
1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Как много нужно знать, чтобы понять, как мало мы знаем …
1.1. НОТНАЯ ГРАМОТА.
Всегда не хватает нот, чтобы написать хорошую музыку…
1.2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ЭЛЕМЕНТЫ) МУЗЫКИ
Не всякое музыкальное выражение пристойно…
1.3. ИНТЕРВАЛЫ И ИХ ИНТОНАЦИЯ ЗВУЧАНИЯ.
1.4. ЛАД. ТОНАЛЬНОСТЬ.

У каждого мгновенья - свой мажор…
• Ступеневые формулы диатонических ладов.
• Интонационные характеристики ладов.
• Интонация звучания ладов параллельных тональностей.
1.5. АККОРДЫ - ТРЕЗВУЧИЯ И ИХ ИНТОНАЦИЯ ЗВУЧАНИЯ.
1.6. УСЛОЖНЕННЫЕ АККОРДЫ И ИХ ИНТОНАЦИЯ ЗВУЧАНИЯ.

• Септаккорды.
• Трезвучия с добавленными тонами.
• Перечень аккордов с надстройками от ноты ДО (С).
1.7. МЕЛОДИЯ.
Нужно ли попадать в ноты, если поёшь душой?
• Членение мелодии на части.
2. ГАРМОНИЯ.
2.1.ГАРМОНИЧЕСКИЕ ПРОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГАРМОНИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛАДА.
2.3. ОТКЛОНЕНИЕ, МОДУЛЯЦИЯ.
2.4. ОТКЛОНЕНИЕ, МОДУЛЯЦИИ В НЕКОТОРЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

• Отклонение, модуляция в параллельную тональность.
• Отклонение, модуляция в одноименную тональность
• Отклонение, модуляция в тональность субдоминанты
• Отклонение, модуляция в тональность доминанты
• Тональные и модулирующие секвенции
• Примеры отклонения и модуляции в тональность субдоминанты
• Примеры отклонения и модуляции в тональность доминанты
• Отклонение и модуляция в любую тональность через полууменьшённый или уменьшённый септаккорд
• Отклонение и модуляция в любую тональность


ОТ АВТОРА
Учить автора - мешать остаться ему самоучкой.


Уважаемые читатели это лишь приложение к начальному пособию по композиции, которое мы начинаем печатать отдельно под названием «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СТИХИ». «По композиции» - это звучит слишком круто.
В реальности высокое звание «композитор» подразумевает под собой очень многое из того, что нам в АП (авторам, авторам музыки) просто не по силам. Думаю, что звание композитор – песенник могут носить лучшие представители в АП, но это охватывает далеко не всю область творчества настоящего композитора. И всё же для краткости изложения далее мы будем пользоваться понятием композитор.
Если вы не знакомы с нотной грамотой, то не пугайтесь. Это приложение совсем необязательно, по крайней мере, сначала, углублённо изучать, может быть, вообще удастся обойтись без него. Какие-то необходимые небольшие сведения будут повторяться в главном разделе.
Но всё же поверхностно я бы посоветовал с ним ознакомиться, не особенно вникая в то, что непонятно. В нём, например, приведены так называемые общие понятия передачи музыкой эмоционального наполнения, это немаловажно, так как позволяет понять каким образом музыка может усиливать, расширять динамику интонации стихотворения и даже способствовать передаче его смысла.
Немного повторю из введения в главный труд: «Разъятия алгеброй гармонии» не предполагается, каждый будет сочинять песни привычным для себя способом. Зато можно будет самостоятельно оценить качество песни не только по вкусу, но и с привлечением объективных критериев. Эти критерии помогут автору усовершенствовать музыку песни в целом или отдельные кусочки мелодии, гармонии, уйти от собственного штампа, а может быть и принять решение о сочинении нового варианта. Критерии также могут использоваться при оценке качества песни «со стороны» – критиками, членами жюри. Таким образом, задача пособия – распознать секреты достижения успеха некоторых известных песен, помочь научиться оценивать качество и степень готовности песни, наметить возможные пути совершенствования песни, мелодии, аккомпанемента.
Пособие может оказаться полезным как для начинающего, так и «продолжающего» композитора, ибо - всегда найдутся любители дать совет профессионалу! Оно направлено на то, чтобы автор задумался о своём творчестве и выбрал приемлемый для себя путь его совершенствования. Вот почему согласие или несогласие с изложенными соображениями означает, что задача книги выполнена, по крайней мере, в части «задумался».
Заранее выражаю благодарность авторам, песни которых я использовал при разборе, и приношу свои извинения за использование их творчества и возможное несогласие с какой–либо его трактовкой. Выбор примеров песен достаточно хаотичен и потому не содержит многих достойных песен. Иногда это связано с манерой письма композиторов, пишущих «тонкими мазками» (по аналогии с картинами), требующей более тонкого и подробного анализа. Представить подробный анализ в книге весьма затруднительно, но зато он возможен при проведении мастерских по композиции.
В пособии даны также примеры песен с разбором известных песен и песен с собственной музыкой. Надеюсь, по мере необходимости, можно будет помещать песни в Интернет или давать ссылки, где их можно найти. Разбор собственных песен позволит показать работу композитора «изнутри» при создании песен, их аранжировке, а также даст возможность проводить пусть и субъективный, но свободный анализ положительных и отрицательных сторон музыки песен.

1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Как много нужно знать, чтобы понять, как мало мы знаем …


КОРОТКО ОБ ИЗВЕСТНОМ
ЗВУК - это звуковые волны, создаваемые колебаниями какого-либо тела (например, струны).
Музыкальные звуки имеют следующие свойства: высоту, громкость, тембр, длительность звучания.
ВЫСОТА – зависит от частоты колебаний.
ГРОМКОСТЬ - зависит от амплитуды колебаний.
ТЕМБР – это характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту, качество звука, его окраска, позволяющая различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными голосами. Окраска звука зависит от количества и силы призвуков.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ - продолжительность колебания, например, струны.
Для музыкального звука также большую роль играют АТАКА, т.е. звукоизвлечение и характер ЗАТУХАНИЯ.
ДИЕЗ (#) – "is" - повышение звука на полтона,
ДУБЛЬ-ДИЕЗ (##) - повышение звука на два полутона
БЕМОЛЬ (♭) – "es" - понижение звука на полтона,
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ (♭♭)- понижение звука на два полутона
БЕКАР (♮) – возвращение к исходному звуку, который был перед этим повышен

1.1. Нотная грамота
Всегда не хватает нот, чтобы написать хорошую музыку…


Все музыкальные звуки, расположенные в восходящем и нисходящем порядках, составляют ЗВУКОРЯД, каждый звук которого называется СТУПЕНЬЮ.
Расстояние между двумя ближайшими звуками - это ПОЛУТОН (1/2Т).
Два полутона составляют ТОН (Т).
Всего есть семь названий ступеней: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Знаки альтерации: ДИЕЗ, ДУБЛЬ-ДИЕЗ, БЕМОЛЬ, ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, БЕКАР:
ДИЕЗ (#) – "is" - повышение звука на полтона,
ДУБЛЬ-ДИЕЗ (##) - повышение звука на два полутона
БЕМОЛЬ (♭) – "es" - понижение звука на полтона,
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ (♭♭)- понижение звука на два полутона
БЕКАР (♮) – возвращение к исходному звуку, который был перед этим повышен или понижен (отменяет действие диеза или бемоля).
Знаки альтерации используются в буквенно-цифровом обозначении аккордов.
Для буквенных и слоговых обозначений звуков применяются буквы латинского алфавита.
Обращаю внимание на то, что во многих песенниках нота «СИ» обозначается не буквой «Н», а буквой «В», соответственно, «си-бемоль» - «Вb», что исторически связано с разной системой обозначения нот по странам и континентам. Путаницу в обозначениях нот в песенниках легко преодолеть, попробовав извлечь аккорд по обоим вариантам, – созвучен будет лишь один вариант.

Продолжение Вы прочитаете, если скачаете материал, по представленной выше ссылке.
Аркадий Лебедев
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: Вс апр 11, 2010 9:13 pm
Откуда: г.Москва

Сообщение Аркадий Лебедев » Вс июн 06, 2010 8:44 pm

ОТ ВЕДУЩЕГО МАСТЕРСКОЙ ПО КОМПОЗИЦИИ
Друзья! Мне кажется, для начала нашего форума будет полезно познакомиться с некоторыми материалами другого форума. Этот форум ещё продолжается, но нет уверенности в дальнейшем успехе его продолжения. Потому что всё, как мне кажется, снова скатилось на этику общения – каждый принял для себя линию «плохо не скажу, лучше промолчу». Но такая этика хороша для слушательской аудитории, а не для мастерской. К тому же, как мне показалось, многие знакомятся с материалами форума, но не участвуют в форуме. Ну что же это тоже участие, только пассивное.
На получение полезных для композитора сведений и рассчитан этот форум. Вот только бы найти путь преподавания сведений, не обижающих авторов.
Я пытался на этом форуме сделать разбор чужого творчества (15 вариантов музыки известных песен на стихи Ф.Тютчева – Романс «Не искушай»). Почему-то это оказалось психологически не по силам участникам форума в принципе.
На этом форуме мне приходилось услышать не слишком корректные высказывания по поводу собственного творчества и пр.
Я отношусь к этому филосовски: Это вполне возможная эмоциональная реакция на негативную критику. Тем более, что имиджа "знатока" у меня нет (надеюсь, что пока). Да и творчество ведущего мастерской и композитора - весьма отличается. - Можно быть отличным автором, которому на мастерской сказать нечего. Так и бывало и бывает в жизни, в том числе и со мной, когда композиторская мастерская у уважаемого мною автора превращалась в «жюрение» - нравится-не нравится, а почему и как это можно было бы исправить - молчание.
Чтобы что-то сказать на мастерской по композиции, нужно что-то прочитать, осмыслить и попытаться изложить в упрощённом, понятном не слишком грамотному автору.
Что я и попытался сделать. А насколько успешно Вам судить.
С уважением Аркадий
…………………………………………………………………………………………………………………..
Аркадий:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПОЗИЦИИ

ВВЕДЕНИЕ и этап1
http://moemesto.ru/learkadij/file/7716638/

Не останавливайтесь на недостигнутом…

Хочу поделиться своими соображениями по поводу мастерских, проводимых на многих сайтах.
В первую очередь, я буду говорить о музыкальных (песенных) мастерских, но к поэтическим мастерским это тоже относится. В песне композитор и поэт – соавторы и потому поэту должно быть далеко небезразлично, что сотворил с его стихотворением композитор, да и исполнитель. Передача исполнителем содержания (смысла), интонации песни зависит от его умения работать со стихотворением, песней, исполнительского мастерства, жизненного опыта, системы ценностей и т.д.
Мне кажется, большинстве случаев это не мастерские, а клуб по интересам, в котором все дают СЛУШАТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ, представленной песне (по вкусу).
При этом не оценивается, насколько удачно музыка в песне усиливает, расширяет мысли и интонации стихотворения.
БРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТИХОТВОРЕНИЮ И ДОЛЖНО ЛЕЧЬ В ОСНОВУ ОБЪЕКТИВНОГО КРИТЕРИЯ определения качества песни.
Поэтому нам – композиторам, меру своего понимания придётся пытаться делать разбор стихотворения. Как сами понимаете, в этом композиторы рассчитывают на помощь поэтической мастерской.
Безусловно, оценка по вкусу важна – «конечно, можно относиться к слушателям свысока, но нельзя терять их из виду». Но такая оценка недостаточна для автора, автора музыки (композитора). Представим себе, что врачи (сотоварищи по перу) на консилиуме оценивают внешний вид пациента (песни) – «выглядит хорошо». Всем понятно, что к этому необходимо добавить оценку состояния внутренних органов пациента (отдельных деталей песни) и уже по ним давать окончательно оценку его (её) состояния.
Но этика общения не позволяет нам «РЕЗАТЬ ПРАВДУ», а предполагает не говорить вообще ничего плохого или обращать внимание на отдельные маленькие шероховатости. Если высказать автору своё отрицательное «Ф» даже с обоснованием, то ни к чему, кроме обиды, это не приведёт.

Автор не примет критику, по следующим причинам:
1) Ряд авторов недооценивают роль музыки (для них главное стихи) и не хотят уделять музыкальной составляющей должного внимания.
2) Автор не знаком с объективными рациональными критериями оценки качества и не может сразу стать их сторонником.
3) Автор привык только к положительным оценкам (вот к чему этика приводит) и потому свято верит в свою непогрешимость.

Уверенность в успехе нужна каждому творческому человеку – это на пользу творчеству, но не самоуверенность. Не думаю, что бы кого-то устраивала формула Аркадия Райкина (формула, как мне кажется, достаточно широко исповедуется в АП): «Ты меня уважаешь, я тебя уважаю и все мы уважаемые люди» - АВТОРЫ.

Приведу «расхожие» ответы на критику:
1) «У КАЖДОЙ ПЕСНИ ЕСТЬ СВОЙ СЛУШАТЕЛЬ». Это утверждение справедливо, вопрос только в их КОЛИЧЕСТВЕ и КАЧЕСТВЕ. У одних авторов слушатели – почитатели, у других - знакомые и родственники.
2) «У каждого свой вкус, поэтому не нужно никому ничего навязывать».
В ответ на это цитирую высказывание Ю.Лореса: «И может быть хватит говорить о субъективности вкусов и мнений.
Мнение основывается на знаниях. Каких? В области поэзии, музыки, театра (ибо, хотим мы этого или нет, но живыми непосредственными коммуникациями занимается именно театральное искусство) и самой авторской песни от М.Анчарова и до наших дней. Для ЧЖ (членов жюри – прим. автора) обычный зрительский (вкусовой?) критерий "нравится - не нравится" не годится, ибо необходимо уметь признавать в т.ч. и качества, которые "не в моем вкусе" или объяснить, доказать, что эти качества и в самом деле отрицательные. Короче, "не нравится" - критерий для зрителя, а не для жюри. Т.е. ЧЖ может быть прекрасным автором, но обосновать или даже просто объяснить, чем его очаровал или разочаровал конкретный автор или исполнитель, не может. Во всех прочих областях человеческой деятельности это называется "профнепригодность"».
Это он говорит на одном из форумов о членах жюри (ЧЖ), но на мастерских то мы как раз и есть те самые «члены».

Приведу ещё одну цитату от Лореса:

«Это я все к тому, что, кроме субъективного (или уникального) вкуса есть еще и универсальные знания. Похвалят и примут Вас слушатели. А У МАСТЕРСКОЙ НЕТ ЗАДАЧИ ПОХВАЛИТЬ, ЕСТЬ ЗАДАЧА ПОМОЧЬ Вам разобраться: а что Вы собственно делаете и какие свои возможности (если таковые есть) не используете, а еще предостеречь от ложного пути, по которому кто-то до Вас уже пытался идти и неудачно. Если Вам все это не нужно, идите сразу к зрителям, а не на мастерские».
«Мастерские теперь выглядят совсем иначе. Участники ходят по кругу от мастера к мастеру и собирают мнения о себе, пытаясь т.с. из субъективных мнений извлечь нечто объективное для себя. Пользы, на мой взгляд, это не приносит».

Я не зря дал эти цитаты. Мне кажется, что большинство авторов таки бегают по мастерским, но попадают чаще всего не на мастерские, а на слушательскую аудиторию. Вся разница лишь в том, что это происходит через Интернет.

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ОПРЕДЕЛИМ ОБЪЕКТИВНЫЕ, ДОСТУПНЫЕ И ПОНЯТНЫЕ КАЖДОМУ РАЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕСНИ И ПЕСНИ В ЦЕЛОМ.

НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ каждый АВТОР ПРИНЯЛ НЕ НАШУ ОЦЕНКУ, А ЛОГИКУ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕСНИ. Тогда он сможет оценить качество песни сам. А это уже совсем другое дело, это уже САМООЦЕНКА.

Нужно отметить, что многие в АП не готовы к рациональному мышлению в творчестве, утверждая, что творчество происходит только по вдохновению.
Это не так. Приведу цитату из книги Ю.Лореса «Авторская песня как театр одного актёра» (1):
«Любой творческий процесс от сельского хозяйства до театрального искусства имеет три составляющие:
А) технические навыки;
Б) понятия и представления о конечном результате и способах его достижения и
В) вдохновение и связанная с ним импровизация».
«Конечно, произведения искусства создаются по вдохновению, а не по велению рассудка, но рассудок необходим как критик».
Здесь и далее я неоднократно буду приводить из этой книги какие-то цитаты. Чтобы у вас не возникло ощущение, что всё сказанное автором книги является его субъективным мнением, сообщаю о достаточно солидном списке литературы, использованной им при её написании.

Как видим, пункты А и Б подразумевают рациональное мышление.
Итак, давайте попытаемся «методом проб и ошибок» совместно наметить такие объективные критерии, которые будут близки каждому или большинству. А если кто-то не примет эти критерии, то ничего страшного – это значит, что у него есть какие-то другие (свои), лучшие, по его мнению, а это тоже неплохо – значит, мы все думаем, а не только ощущаем.

При этом предполагается, что каждый будет сочинять песни привычным для себя способом, но оценивать результат можно будет не только по вкусу, но путём «разъятия алгеброй гармонии».
Можно также предположить, что рациональные критерии, «записанные на подкорку» ПОМОГУТ АВТОРУ:
1) Сочинять или усовершенствовать музыку песни, как в целом, так и по отдельным кусочкам мелодии и гармонии.
2) Уйти от собственного штампа.
3) Более точно наметить направление творческого движения при сочинении песни.
4) Самостоятельно оценивать качество сочинённой песни (объективно, а не только по вкусу) определять окончательную готовность песни или принимать решение о доработке или даже о сочинении нового варианта.

Критерии также могут использоваться при оценке качества песни «со стороны» – критиками, руководителями мастерских, членами жюри.
На каком-то этапе я дам ссылки на кое-какие материалы по музыкальной теории, композиции, по передаче средствами музыкальной выразительности содержания, эмоционального наполнения. Эти материалы сразу глубоко и вдумчиво читать не обязательно. Можно просмотреть поверхностно, а можно даже вначале совсем не смотреть.
Мы к отдельным их частям будем обращаться по конкретным поводам. Вот тогда то уже желательно смотреть. Если что-то непонятно, спрашивать, возражать и т.д.
Даю ссылку на сборный материал по форуму:
Общая сборка форума
http://moemesto.ru/learkadij/file/8036858/display/
Аркадий Лебедев
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: Вс апр 11, 2010 9:13 pm
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальная мастерская Аркадия Лебедева

Сообщение Кардаш » Вт мар 06, 2012 3:48 pm

Очень занятные мысли, хорошо рассказано, все просто таки разложено по полкам :)
Кардаш
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Пн мар 05, 2012 7:26 am

Re: Музыкальная мастерская Аркадия Лебедева

Сообщение Тамара Журавлева » Пт июн 12, 2015 9:22 am

Новое сообщение от Аркадия Лебедева размещается по просьбе автора в качестве технической помощи!

О мастерских по композиции, проводимых на фестивалях АП

На многих известных фестивалях авторской песни жюри фестиваля представлено достойнейшими и любимыми всеми и мною исполнителями, авторами. Это, в какой-то мере, позволяет надеяться, что фестиваль пройдёт на высоком уровне, достойном лучших фестивалей авторской песни (АП).
Единственно, что вызывает сомнения, это уровень проводимых на всех фестивалях АП мастерских по композиции. Эти сомнения, отнюдь, не исчезают даже, если мастерскую проводит известный, уважаемый, достойный, талантливый автор.
Мой опыт пребывания на подобных мастерских показывает, что учиться можно и нужно на песнях этих достойных авторов, а не на мастерских, проводимых этими авторами. Потому что они талантливы, некоторые может быть даже гениальны, но не имеют системного музыкального образования, включающего необходимый минимальный набор знаний по композиции, которыми можно было бы поделиться на подобной мастерской.
Многие авторы, ведущие композиторскую мастерскую, имеют высшее самообразование - знание классической музыки, песенного творчества других профессиональных композиторов и т.д. Это, так или иначе, помогает им при создании музыки новых песен. Но эти знания могут помочь только этому конкретному композитору, передать их на мастерской другому композитору, автору невозможно.
Вот почему на подобных мастерских разбор песни происходит, простите, «по-большому», то есть по-крупному (нравится – не нравится). Или, например, оценивается - передаёт ли музыка песни общий характер стихотворения или нет.
«Слушательская» оценка, безусловно, важна - песня-то пишется для слушателя. Но что же делать, если песня не совсем понравилась ведущему мастерской. На мастерской-то нужно говорить не только конкретно, что не понравилось, но и давать советы как это можно исправить.
К тому же стихи-то состоит из отдельных строк, имеющих своё конкретное эмоциональное наполнение, смысл (содержание) и речь необходимо вести не только о взаимодействии стихотворения и музыки песни в целом, но и в отдельных её частях, строках и т.д. «Совершенство состоит из мелочей», а взаимодействие стихотворения и музыки в песне не мелочь.
К сожалению, «по-маленькому» - по конкретным деталям (средствам музыкальной выразительности – мелодическим фразам, аккордам сопровождения и т.д. их взаимодействию со строками стихотворения) поговорить на подобных мастерских не получается по объективной причине. - Конкретные мысли требуют конкретных знаний, а не званий и известности автора, проводящего мастерскую!
А с этим, к сожалению, в АП не всё гладко, я бы даже сказал, не гладко. К тому же хороший автор и хороший педагог – это совершенно разные сферы деятельности. Можно быть хорошим автором и плохим педагогом, и наоборот.
Сразу оговорюсь, что не каждые стихи, не каждая песня по жанровому назначению, глубине содержания, образности и т.д. нуждаются в подробном разборе взаимодействия составляющих. Но вряд ли «легковушки» стоит выносить на мастерскую.
Я даже берусь утверждать, что не каждая даже хорошая песня является конкурсной. Конкурсная песня, безусловно, должна быть хорошей, но в ней должно быть заложено ещё поэтическое и композиторское мастерство автора (авторская конкурсная песня) или, как минимум, композиторское мастерство (конкурсная песня композитора).
Если песня номинируется в конкурсе композиторов, то, как минимум, должна быть достойная музыка.
Как мне кажется, в конкурсных песнях музыка может и должна не только озвучивать, но и усиливать и даже дорисовывать смысл, содержание и интонационное наполнение конкретных строк стихотворения.
Если принять утверждение, что музыка (а в песне, в первую очередь, мелодия) воспринимается, как интонация человеческой речи, то можно утверждать, композитор является первым исполнителем стихотворения, готовящимся к его исполнению перед слушателями. Интонации же и смысловые акценты, которые он закладывает в музыку (высоту звучания мелодии, длительность нот, мелодическую линию, аккомпанемент и т.д.), должны быть выверены, аналогично работе хорошего актёра при подготовке стихотворения к исполнению со сцены. При этом музыка может не только озвучивать стихотворение, но и усиливать его содержание (смысл), интонацию не только в целом, но и построчно, в том числе, и расставлять смысловые акценты, практически, в каждой строке (опять же аналогично работе чтеца). В песне это можно достичь, с помощью средств музыкальной выразительности (мелодии, аккомпанемента, ритма, темпа, и т.д.).
Помимо этого, музыка не должна быть избыточна, «перетягивать одеяло на себя», отвлекая слушателя от смысла и интонации стихотворения. В хорошей, а тем более в конкурсной песне соотношение информативности стихотворения и музыки в песне должно соотноситься, причём, отнюдь, не строго пополам, а в зависимости от конкретного стихотворения. Образная цитата (по памяти): «Если стихотворение плотное, то музыка в песне должна быть разреженная, если стихотворение разреженное, музыка – плотная». А.Анпилов.
P.S.
Есть очень простой способ уйти от проблемы не слишком удачной композиторской мастерской – воспользоваться мыслью Б.Окуджавы, музыка в АП вспомогательная, а главное стихотворение. Но, думаю, что Булат Шавлович говорил это в сердцах, чтобы отвязаться от критики музыки некоторых его песен со стороны профессиональных композиторов. Об этом же мне говорил один из ведущих функционеров АП. К тому же, блестящая музыка в каждой его песне полностью опровергает его слова о вспомогательной роли музыки. – Ну, подумайте! Может ли музыка быть вспомогательной в песне Б.Окуджавы «Музыкант»?! Кто может лучше рассказать о музыке, которую он услышал, стихи или музыка?! Ещё Григ утверждал, что «слова нуждаются в музыке, музыка же не нуждается ни в чём».
Если гипотетически принять, что в песне «Музыкант» звучит музыка скрипача (а музыка в этой песне действительно прекрасна), то можно утверждать, что стихи в этом случае становятся просто лишними. Убедиться в этом несложно. Попробуйте мысленно прокрутить звучание музыки этой песни без слов! – Слёзы наворачиваются на глаза, то есть наступает тот же катарсис, что и у поэта на концерте скрипача. А со словами песня очень нравится, но до слёз дело не доходит. Почему? – Да, потому рискну утверждать, что слова её «приземляют». - Тема-то на самом деле неблагодарная (обыденная, кухонная). – «Ты знаешь, я вчера был на концерте, мне очень понравилось». Это Булат Шавлович, благодаря своему таланту, поднял её в стихотворении на недосягаемую высоту.
Какой же выход из этой ситуации? – Прежде чем садиться учить других, приобрети, по крайней мере, минимально необходимый для каждого автора, композитора, ведущего мастерской набор знаний.
Можно, в том числе познакомиться с Пособием по композиции, написанным мною год назад. Оно может быть выслано бесплатно любому желающему в электронном виде. Надеюсь со временем удастся разместить его в Интернете, например, на сайте Бардс.ру и дать ссылку на него. Но для этого необходимо материал, написанный в Ворде, обработать. Может быть, найдётся желающий помочь это сделать! Буду благодарен.


С уважением, Аркадий Лебедев.
Тамара Журавлева
 
Сообщений: 119
Зарегистрирован: Сб фев 18, 2006 12:13 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальная мастерская Аркадия Лебедева

Сообщение Евгений Багоцкий » Пн сен 14, 2015 11:36 pm

Конкретный вопрос. Допустимо ли использовать чужую тему в своей? Вопрос авторства меня не интересует - главное чтоб получилось что меня удовлетворяет.
Была такая красивая эстрадная песня Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить.... музыка Новикова
Меня этот вариант сейчас не устраивает по причине текста "Но зато в эти ночи весенние Я могу о любви говорить " - это сейчас уже - не моё.
Меняю текст, удлиняю тему (делаю еще одну часть) - получается совсем другая песня, носящая лишь интонации исходной
Евгений Багоцкий
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 11:29 am
Откуда: Москва Парусный пр-д 5, кв.8


Вернуться в МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1