Яндекс.Погода
Перейти к ожидаемым событиям
Елена Фролова, Александр Мирзаян, Сергей Старостин 11 октября 2015 (воскресенье)
11 октября(воскресенье)2015 г. в 18:00 Фонд Булата Окуджавы и Культурный Центр "Дом Булата" на Арбате Елена ФРОЛОВА, Александр МИРЗАЯН, Сергей СТАРОСТИН  "У Лукоморья". Русская песня от Бояна до Окуджавы.

Билеты: 500 руб.
Проезд: Проезд: м. «Смоленская», Плотников переулок, д. 21, стр. 1 (за спиной памятника Булату Окуджаве).
Касса находится на 3-ем этаже.
Справки по телефонам:
+7 (499) 241 55 18
+7 (909) 999 18 18.

Русская поэзия, духовный стих, авторская и народная песня в жизни и культуре современного человека.

 

Вот написала название – как бы обозначив координаты будущего размышления – и остановилась, огляделась… вздохнула… Кажется, что для большинства наших современников в их обыденном существовании и борьбе за выживание нет ни поэзии, ни народной, ни авторской песни, а есть только то, что успевают до работы и после нее увидеть по телевизору…
Значит, есть еще и Невидимая Россия. Как Китеж-град. Для кого-то легенда, а для кого-то самая главная реальность, без которой никакое выживание и смысла не имеет.
Наверное, надо было обозначить сие размышление — Невидимая Россия.
Но и это не совсем так. Вспомним Хармса с его рассказом об оптическом обмане: стоит только снять с глаз телевизионный перископ – и ты понимаешь, что до сих пор просто был слеп, но не от природной слепоты, а от того, что не ту оптику примерил на себя.

Впрочем, не стоит все грехи приписывать масскультуре. Тут у каждого своя судьба и своя тропинка. Мне кажется, что нынешняя Россия – это тот же лес дремучий, но с несметным количеством тропинок в разных направлениях. И умение пользоваться интернетом как культурным или духовным навигатором многим помогает хотя бы начать искать свой путь. А там уж, кого куда он приведет. Сказочка все так же начинается, только клубочков теперь много стало, да и волшебное блюдечко с золотым яблочком уже не антикварная редкость, а естественная часть интерьера для каждого человека.
Но реальность встречи с местом, с людьми, с человеком, даже если она не всегда совпадает с ожиданиями, все равно сильнее любого представления о ней. Даже сказочного.
Думаю, что никто кроме нас самих не может и не должен строить наши корабли с Алыми Парусами. Господь дарит нам встречи с теми, кому всегда хочется что-то подарить из самого сердца. Важно, чтобы было то, что можно оттуда добыть…
Песня – главная добыча и главный дар на этой земле! Я даже не представляю, чтобы было с нами, если бы не Песня! Жили люди и в ледниковый период — и выжили…. Без солнца по полгода живут – и выживают. Но без песни… не знаю… Может и можно…. Не пробовала и не хотела бы пережить такой опыт.
И пока нет такой необходимости… Молчание – это тоже песня… Внутренняя молитва…

Собственно говоря, когда есть это внутреннее, тогда совсем не важно поэзия это или песня, авторская или народная, просто музыка, или просто – свет… Наверное, тогда и размышлять не о чем… Да вот хотелось бы как-то договориться с миром, чтобы радуга радости была видима и доступна каждому, ведь солнце всем светит…. И песня поется для всех. Через человека – людям! Миру!
Конечно, можно сидеть дома, читать любимые стихи вслух или про себя, сочинять песни и находиться в полной гармонии и абсолютном счастии, ведь нет более ликующего состояния на этой земле, чем в момент творчества! Правда ведь?! «Так что же тебе надобно, старче?! Что еще?» — «Да вот старуха-совесть заела… не дает мне, старику, покоя… Требует… требует… требует… Не для себя ведь!» — «А то для кого же?» — «Да вот и не знаю… В этом-то и дело».
Оно, вроде как, и лично твое, имеешь право и не делиться, а поделиться хочется – ну хотя бы потому, что устроен так человек: одному как-то теснО и радоваться и грустить. Наверное, потому и появилась у нас песня, чтобы было общее переживание или переживание — общим. Ведь песня ежели цепляет душу, то всех зацепленных родственниками делает. Разве не так? Только у разной песни разные семьи получаются. Так вот у нас, в России нынче и происходит: все по своим родовым поместьям сидят, и друг к другу в гости не наведываются. А зачем? Тут вот у нас, смотри-ка, костры, песни, лес, походы… А у нас-то тут деревня, хороводы, балалайки, гусли – красота… И своей-то красоте не успеваешь налюбоваться, не то, что на ближайший холм подняться и других посмотреть да послушать…

Это я к тому, что слишком много всего у нас, у русских, самим-то трудно разобраться… Вон эта авторская песня. Сколько разных фестивалей, поющего люду, авторов, исполнителей — жизни не хватит на всех фестивалях поперебывать и всех переслушать… А фольклор… И вовсе что-то необъятное. В этой области так поют, в той – по-другому. Тут – своя традиция, там – своя. А обрядовые песни, а лирические, а духовный стих… А плясовые-то! Эх, сколько всего! Глаза разбегаются, уши уже не слышат… А жаль. Что делать-то?
А еще романсы… российский джаз… всякие-превсякие музыкальные и не совсем – новые и новейшие волны… Закачаешься…
И как во всем этом разобраться? Ведь это все – моя родная куль тура, о которой я хоть что-то должна знать… уж понять – ладно – это еще никому не удалось…
А еще ведь европейская культура… А потом там – мировая…
И вот я – перекати-поле – ни о своей культуре ничего не знаю, ни к другой никак не прибьюсь, даже, если хоть что-то узнаю о ней от чужих…
Это я о себе, конечно. Наверное, не у всех такая вот история… Но мне лично очень хочется хоть не на долго остановиться в этом бессмысленном бесконечном катании по мировым пространствам, и зацепиться за что-то родное, реальное, не агрессивное: за дерево, за какой-нибудь клочок земли, врасти и самой деревом стать… К небу тянуться, крепнуть, кроной кивать, шелестеть, протягивать свои окрепшие руки-ветки для птиц-певуней и их хрупких домиков с нежным писком птенцовым.

Вот и стараюсь расту, крепну, пытаюсь корнями подтянуться к разным тропинкам, чтобы встать на пересечении и дать тень путникам… Авось увидят друг друга барды и фольклористы, поздороваются, посидят в тенечке, от зноя уставши, разделят трапезу да споют друг другу песни свои, — глядишь какой новый причудливый узор и завяжется в нашем песенном мире. Почему бы и нет?!
Не знаю, что из этой новой затеи получится, а только очень бы хотелось, чтобы произошел такой разговор на одном нашем родном русском наречии между путниками из разных песенных и культурных весей… Правда, не факт, что предводители направлений услышат друг друга, — ведь так и не получился, например, разговор у Ахматовой с Цветаевой. Хотя, казалось бы, уж ближе людей и не было в культуре… Но одна — Подземная Царица Персефона, другая – Небесная жительница рыщет в Поднебесье на своих Белых Лебедях, — да еще этот вихрь мировой свищет кругом – ничего не слыхать! Так и не услышали друг друга. Что ж, бывает.

старостин

А вот если бы Александр Мирзаян да Сергей Старостин захотели бы встретиться да поговорить. О чем? Об Окуджаве, например… Народный певец Окуджава или нет? Насколько народна сегодня народная песня для народа? И какая более народная ныне: авторская или традиционная? Что такое современный городской романс? Ведь современной деревенской песни уже нет. Остался только фольклор… А вот авторская или бардовская песенная традиция еще не понятно каких сюрпризов может преподнести… Хотя, на мой взгляд¸ «авторская» и «бардовская» — это совсем не одно и тоже, но пока традиция не стала музейной – ее трудно классифицировать, она, как непослушный ребенок, — все время куда-то бежит, что-то цепляет, вообще, совершенно не предсказуема, одним словом – живая. Что-то там в ней, с ней все время происходит… И за этим, в принципе, интересно наблюдать, да и участвовать — тоже интересно… Рано ее похоронили, рановато… Умерла не авторская песня, а некоторые из ее первопроходцев, отцов-основателей… Предки, на культе которых и строятся все мировые религии, если так-то уж рассуждать! Конечно, песня сама по себе религией стать не может, не ее это дело… Но вот тут-то Александр Завенович Мирзаян и мог бы свое слово молвить! И было бы так хорошо, чтобы услышал это слово Сергей Николаевич Старостин, да и свое в ответ сказал! Не знаю, может ли гора с горою сойтись. А если построить хрупкий навесной мостик?! Зацепиться за него и, как в сказке про Алису, протянув руки в стороны, прокричать, обращаясь к каждой горе: «Здравствуйте, Сергей Николаевич, это — Александр Мирзаян! Александр Завенович, это — Сергей Старостин! Ничего, что я тут между вами повишу немножечко на мостике, над пропастью? Не помешаю? Я просто спросить хотела…».

Конечно, главное, о чем может сказать музыкант, он говорит в своей музыке, но Мирзаян и Старостин уже больше, чем просто музыканты, в нашем пространстве – они Пути. За каждым отрывается некое направление, как Откровение… Конечно, это очень личное мое ощущение, и Путь этот не может быть ни школой, ни традицией, но то, что открывают сердцу эти два голоса, заставляет снова и снова возвращаться к этим переживаниям и ощущениям, чтобы снова и снова искать свои Пути, свой Путь. Искать по вот этому сердечному наитию. И когда появляется это ощущение — уходит все лишнее, всякая подмена становится явной и сама собой испаряется, смывается, как нестойкая краска под сильным ливнем
Я и сама поговорить горазда. Да только у меня своя колокольня… Слишком своя… Отдельная какая-то… В поле пустынном… Конечно, я перезваниваюсь с другими колокольнями, такими же дальними, да только пока звон мой часто ветер уносит. Как-то не нажился резонанс, нет стен, об которые звук упереться мог бы да усилиться. Пока нет. Потому и интересно услышать голоса тех, от кого приходит такая нужная и долгожданная тревожная волна радости и надежды, рождая, так называемый, культурный шок, который и мне пережить довелось.мирзаян
Наверное, не в том дело, чтобы встретились для беседы именно эти два человека, а в том, чтобы в их лице встретились , как братья родные, песни одной культуры, которые так далеко разошлись, что и не слышат друг друга и не знают о жизни друг друга, а ведь это важно, чтобы хоть иногда семья собиралась вместе и чувствовала, что она – семья – суть ОДНО… Это такая радостная сила!
Наверное, уже пришло время собирания камней, осколков, лоскутков… Конечно, никогда не станет единым то, что однажды было разъято… Но искусство мозаики и лоскутного шитья способно создать новые шедевры . И самое удивительно в том, что каждый может из этих осколков и лоскутков создать свой собственный мир.

Да, это другая, новая жизнь, но еще более удивительная, потому что это шанс снова быть счастливым и не одиноким у того, кто чувствует себя потерянной частью чего-то… Недаром в этом году рядом с нашим фестивалем «Гусли Мира» проходил грандиозный фестиваль лоскутного шитья, и одним из центральных его событий — стало собирание огромного лоскутного Покрывала Мира – на всю поляну. Это очень точно и очень символично… Разъятое становится новым единством, — не просто покрывалом, а Покровом каждому, всем… Вот и мы, лоскутки единой культуры, неужели же не можем послушать друг друга, услышать это «ау», чтобы понять, что мы не волки друг другу, а люди одного рода, одной семьи… Братья, сестры… Так просто и так трудно…
Надеюсь, что мне удалось донести главную мысль и смысл предстоящего, не побоюсь этого слова, исторического события: встречи мэтра и лидера русского фольклорного движения и джазового импровизатора Сергея Старостина с мэтром, философом и основоположником новой волны современной русской авторской песни Александром Мирзаяном. Даже если мы просто услышим их голоса и песни в одном временно-пространственном пересечении — это уже событие, целый фестиваль, можно сказать, а если еще и получится диалог, — то, наверное, что-то очень важно в нашей жизни произойдет – точно!

Елена ФРОЛОВА (сентябрь 2015 года)

— Татьяна Лисовская
 
Архив событий:
 2024  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2023  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2022  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2021  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2020  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2019  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2018  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2017  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2016  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2015  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2014  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2013  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2012  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2011  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2010  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2009  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2008  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2007  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март  Февраль  Январь
 2006  Декабрь  Ноябрь  Октябрь  Сентябрь  Август  Июль  Июнь  Май  Апрель  Март
 0000  
Техническую поддержку осуществляет Компания «Диснет»
 


Рейтинг сайтов, посвященных авторской и бардовской песне Общество друзей милосердия
Электронная почта: bardjo@inbox.ru
Tо БардАкадемия 2005–2024